История Федеральной национально-культурной автономии татар

Национально-культурная автономия, как идея, в постсоветском пространстве для татар не новое явление. После февральской революции 1917 года, когда были сняты многие ограничения с общественно-политической деятельности, начался мощный подъем политической активности татар. Этот период стал сложным процессом идейного и политического самоопределения. 

 

Начало открытому обсуждению этих проблем было положено на I Всероссийском мусульманском съезде, который прошел с 1 по 11 мая 1917 года. В его работе приняли участие около 900 делегатов. 

Второй Всероссийский мусульманский съезд прошел в Казани уже в конце июля, одновременно со съездом военных деятелей и духовенства. На нем был принят проект документа под названием «Основы национально-культурной автономии мусульман внутренней России». В этом документе появились такие понятия как «тюрко-татары» и «язык тюрки», свидетельствующие о том, что летом 1917 года джадидистские политики занимались нациестроительством – не в территориальной форме, а в виде национально-культурной автономии. Работа по немедленному осуществлению автономии была возложена на специальную комиссию во главе с Садри Максуди. 

В результате принятия этого проекта как законодательного акта на открывшемся в Уфе 22 ноября 1917г. Национальном собрании (Милли Меджлис) произошло официальное утверждение наименования «конструируемой» нации – «тюрко- татары». Одновременно на этой территории, где объявлялась данная форма автономии, государственным языком наряду с русским был признан «тюрки», т.е. татарский литературный язык. Кроме того, на обсуждение были вынесены, наряду с основными вопросами о разработке законов национально-культурной автономии и о выборе Милли Идара (Национальное управление), вопросы об отношении к советскому режиму, об отделении религии от государства, об образовании территориальной автономии Идель-Урал. Это- свидетельства уровня самосознания татарской интеллигенции того периода по насущным проблемам автономии. 

16 января 1918 года комиссией Национального собрания был подготовлен и опубликован текст Конституции под заголовком «Основные положения о культурной автономии мусульман тюрко-татар внутренней России и Сибири». Этот документ подтверждал верность идее культурно-национальной автономии. 

Благодаря тому, что татарам до прихода к власти большевиков удалось во многом стать «политической» нацией, сторонникам Советов при проведении своей внутренней политики пришлось исходить из факта существования «татарского проекта». После создания Татарской АССР, «национальные» коммунисты вели политику защиты интересов татар, что говорит о продолжении формирования татарской «политической» нации в советском варианте. 

Но этот процесс стал ограничиваться уже в первой половине 1920-х годов. Далее последовал отказ от утверждения проекта Конституции республики 1925г. с двумя государственными языками и был осуществлен ускоренный переход на латиницу, направленный на урезание культурной «протяженности» нации. Попытки национальных коммунистов оказать сопротивление этому курсу закончились крахом. 

Последнее десятилетие ХХ века, несомненно, войдет в историю как новый, особый этап в истории национально-культурной автономии. Особенность этого этапа заключается не только в числе народов, проявивших решимость определить на рубеже тысячелетий свое настоящее и будущее, установить свое место в человеческом общежитии, но и в том, что эпицентр национального возрождения переместился в Европу, где складывавшиеся столетиями установились устойчивые межэтнические паритеты. Примеры решения национальных проблем по-новому мы видим и в Великобритании, и на Балканах, и в Российской Федерации. 

В сложных условиях этих перемен татарский народ, проявив издавна присущие ему выдержку и чувство реальности, решительно встал на цивилизованный путь национального возрождения, сохранения и развития своей культуры, языка, исторических традиций. На этом пути первым поистине историческим событием можно считать декларирование в 1990 г. суверенной Республики Татарстан как олицетворения государственности всего татарского народа. 

В начале 90-х годов сформировался Татарский общественный центр. На его базе произошла трансформация и объединение в 1992 году татарских общественных, культурных организаций в единый Всемирный конгресс татар, зарегистрированный в настоящее время в статусе Международного Союза и включающий в себя на сегодняшний день свыше 130 общественных объединений. 

22 мая 1996 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный закон "О национально-культурной автономии" и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. В связи с появлением данного Федерального закона 18 декабря 1996 г. Правительством РФ было принято Постановление об образовании на представительной основе Консультативного Совета по делам национально-культурных автономий (НКА) при Правительстве РФ. 

На основе данного закона граждане татарской национальности Российской Федерации в местах компактного проживания татар начали формировать свои местные и региональные национально-культурные автономии. 20 мая 1998 года прошел учредительный съезд ФНКАТ. Четыре Региональные национально-культурные автономии татар: Санкт-Петербурга, Свердловской, Саратовской и Ульяновской областей; выступили учредителями и основали Федеральную национально-культурную автономию татар. На съезде был утвержден Устав, сформирован Совет ФНКАТ, Председателем Совета был избран академик И.Р. Тагиров, который в течение 4 первых лет становления Федеральной автономии выполнял эту непростую миссию. Позже И.Р. Тагиров был делегирован от ФНКАТ в состав Консультативного Совета по делам НКА при Правительстве РФ. 25 сентября 1998 г. ФНКАТ была зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ. 

4 июня 1999 года между Кабинетом Министров Республики Татарстан и Советом Федеральной национально-культурной автономии татар было подписано Соглашение о принципах взаимодействия в работе с регионами компактного проживания татар в области экономики, науки и культуры. 

В течении первых двух лет состоялось два заседания Консультативного Совета по национально-культурным автономиям при Правительстве Российской Федерации, которые носили, в основном, организационный характер. Однако, ФНКАТ всегда заявляла о больших возможностях, заложенных в идею национально-культурной автономии и трактовала себя как инструмент в проведении государственной национальной политики. 

Важным направлением деятельности Совета ФНКАТ стало проведение выездных заседаний в различных регионах России (Саратовской, Омской, Волгоградской Пермской областей), на которых были рассмотрены не только насущные задачи национально- культурного развития татарского населения регионов, но и изучены опыт взаимодействия государственных органов власти с татарской общественностью. К 2000 году в составе ФНКАТ были уже 13 Региональных НКА татар: Саратовской, Ульяновской, Свердловской, Омской, Тюменской, Пермской, Архангельской, Волгоградской, Ивановской областей, городов Санкт-Петербурга и Москвы, Республики Башкортостан, Ханты-Мансийского автономного округа. А НКАТ Республики Коми и Оренбургской области провели учредительные конференции. 

28 августа 2002 года прошла II отчетно-выборная конференция ФНКАТ, Председателем Совета был избран журналист и общественный деятель Р.С.Валеев. 

Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 22:04

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International