Семинар в селе Отношка Красноярского края

5 июня 2017 г., понедельник

02 – 03 июня 2017 г. на базе МБОУ «Отношинская средняя общеобразовательная школа» (с. Отношка, Казачинского района, Красноярского края) прошел III краевой семинар педагогов татарского языка образовательных организаций  Красноярского края с этнокультурным (татарским) компонентом «Погружение. Берлек. Отношка – 2017». Это был первый в новейшей истории Красноярского края семинар с глубоким погружением учащихся краевых школ, расположенных на территории татарских поселений, в родную культуру. Собрались школьники со всего края. Семинар вызвал большой интерес. Вместо запланированных 50 – 60 участников, в семинаре приняли участие более 120 человек.

В семинаре приняли участие Глава Казачинского района Озерских Юрий Евгеньевич, ответственные сотрудники министерств образования Красноярского края Черепова Любовь Ивановна и Республики Татарстан Ахатова Альфия Гафиятулловна; ведущий сотрудник института повышения квалификации Минобразования РТ Халиулин Марат Наилович, руководители отделов образования администраций Казачинского Федоненко Людмила Арнольдовна и Пировского районов Вагнер Нина Сергеевна; директора, педагоги и учащиеся восьми школ края. Это Елгинская школа Большеулуйского района (расположена в 450 км от с. Отношка), Верхнеказанская школа Большемуртинского района (150 км), Отношинская и Казачинская (80 км) школы Казачинского района, Комаровская, Икшурминская,Солоухинская школы Пировского района (160 – 200 км), Березовологская школа Ужурского района (610 км). Школьные делегации формировались из 4-6 учеников, 2-3 педагогов и представителей родительских комитетов.

Коллектив Отношинской школы во главе с директором  Асватуллиным Халилем Кавыевичом внес огромный вклад в успешное проведение семинара. Продумано было все до мелочей. Все делегации и гостей учащиеся Отношинской школы встречали на входе в школу с чак-чаком, провожали к столу регистрации и далее размещали в классы, в которых делегации проживали.

Основная цель семинара – подведение итогов работы образовательных организаций в решении вопросов гражданско-патриотического воспитания, изучения и сохранения языка, традиций и культуры татар Красноярского края. Учащиеся привезли с собой  фотовыставки, различные  ручные поделки  и научно-исследовательские материалы об истории своих сел.  Все площадки (станции) семинара работали в игровой, творческой и позновательно-состязательной форме.  Чего только «стоят» названия 8-ми станций, на которых учащиеся, их преподаватели и родители соревновались. Это станции: Студия «Шылт-мылт», «Батыр аланы», Шатер «Башваткыч», «Баскыч Перипатетиков», «Ракета «Берлек», «Гурнача «Хазина», «Музей «Абикин сундук» «Артель «Алтын кул». Многие директора и педагоги  школ, чтобы поддержать, вдохновить свои команды, участвовали в «работе этих станций». 

Жители с. Отношка (более 20 человек) в спортзале школы (за окном шел дождь) организовали около десяти интерактивных площадок, с аудиовизуальными инсталляциями (играл баянист). На площадках они знакомили участников семинара, в интерактивном формате, с бытом первых переселенцев – татар на сибирской земле. Участникам были предложены самые необычные «артефакты»  крестьянской жизни начала ХХ века: подготовка инструментов к работе (заточка пил, «отбивка» литовок (кос), чистка конской сбруи, вяление валенок и т.д.); изготовление домотканых «дорожек»; глажение одежды; заготовка лечебных трав и веников; сбивание сливочного масла и ручной помол зерна; организация девичьих посиделок  и т.д.

В первый день все команды приняли участие в экологических квестах, которые прошли на территории родника д. Гамурино. Команды посетили мечеть и музей с. Отношка, на сцене сельского клуба продемонстрировали чак-чаки, испеченные дома, а также организовали  дефиле татарских народных костюмов, как казанских татар, так и татар-кряшен. В завершении  состоялся сводный концерт, в конце которого все стоя, вместе с жителями с. Отношка, исполнили песню «Туган тел».

Участникам семинара было зачитано приветственное письмо председателя Совета ФНКАТ, председателя комитета по делам национальностей ГД РФ Гильмутдинова Ильдара Ирековича.  Педагогам трех школ были вручены награды Минобразования РТ. Все учащиеся – участники получили ценные подарки от Минобразования Красноярского края и Дипломы от  региональной татарской национально-культурной автономии «ЯР». К семинару региональная автономия «ЯР» также напечатала брошюру на русском и татарском языках «История мечети с. Отношка» в 200 экземплярах, размножила брошюру «Сабантуй».  Каждой школе подарила красочные комплекты «Культурное наследие в воспитании подрастающего поколения «Из века в век» и наборы детских книг.   Дополнительно Комаровской школе Пировского района безвозмездно были переданы: комплект «Эбиенен хакияте» (Бабушкины сказки) и новейшие учебники по изучению татарского языка «Татар теле – кунелем теле» (Татарский язык – язык души моей) и «Гамэли татар теле» (Практический татарский язык), изданные Федеральной национально-культурной автономией татар. Региональная татарская национально-культурная автономия «ЯР» приняла участие в софинансировании семинара.

Педагоги, по итогам работы на круглых столах, приняли решение:

- о создании сетевого сообщества педагогов Красноярского края, реализующих национальный этнокомпанент (татарский);

-  просить Минобразование  Красноярского края о проведении семинара для педагогов татарского языка на базе Красноярского краевого  института повышения квалификации педагогов. На данный семинар  пригласить педагогов-методистов из Республики Татарстан (март 2018 г.);

-  просить Минобразование  Красноярского края о проведении аналогичного семинара с участием татароязычных учащихся  края на базе МБОУ «Икшурминская средняя общеобразовательная школа» Пировского района (июнь 2018 года).

Участники семинара очень тепло поблагодарили жителей с. Отношка, коллектив школы за организованный теплый прием.

Семинар был организован в рамках государственной программы Красноярского края «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края».

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International