С 26 по 29 августа в г.Нижнем Новгороде состолась XII Международная научно-образовательная конференция «Фаизхановские чтения» на тему «Мечеть как центр единения уммы, образовательной и социальной работы». Мероприятие было приурочено к 100-летию Нижегородской соборной мечети и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Организаторами конференции выступили: Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ), ДУМ Нижегородской области, Правительство Нижегородской области, Секретариат Международного мусульманского форума, Международный университет «Аль-Мустафа» (Иран), Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Московский исламский институт, Нижегородский исламский институт имени Х. Фаизханова.
Содействие в проведении конференции оказывали: Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования и медиа-холдинг «Медина».
В конференции приняли участие ведущие ученые высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений России - историки, краеведы, этнографы, религиоведы, социологи, педагогические работники, а также богословы, главы духовных управлений мусульман, представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
По результатам конференции будет издан сборник научных трудов.
«Фаизхановские чтения» – научно-богословская конференция, проводимая ежегодно Духовным управлением мусульман Российской Федерации в честь именитого татарского историка и востоковеда, просветителя Хусаина Фаизханова (1823-1866) - уроженца Нижегородчины. Х.Фаизханов первым из татарских просветителей, убедившись в преимуществе европейской системы обучения, пришел к мысли о необходимости перенесения европейских методов образования на татарскую почву. Зимой 1862–63 гг. он написал специальную работу «Ислах аль-мадарис» («Школьная реформа»), где предложил проект реформы татарской школы. Считается, что своим проектом Х.Фаизханов подготовил почву для джадидского медресе, стал предшественником новометодного образования, получившего название «усуль-джадид» (джадидизм).