Проблемы и современные подходы к обучению татарскому языку в регионах России обсудили сегодня участники VII конференции Федеральной национально-культурной автономии татар, состоявшейся сегодня в Казани. В ее работе приняли участие делегаты региональных национально культурных автономий татар, представители общественных организаций, науки и образования, органов государственной власти, в том числе вице-премьер республики Зиля Валеева, заместитель председателя Госсовета РТ Римма Ратникова, руководитель Департамента межнациональных отношений Минрегионразвития РФ Александр Журавский и другие.
Конференция прошла под председательством депутат Госдумы РФ, руководителя Федеральной национально-культурной автономии татар России Ильдара Гильмутдинова.
Об основных направлениях работы по сохранению и развитию татарского языка за пределами Татарстана рассказал министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов. Он напомнил, что на сегодняшний день республика имеет соглашения о сотрудничестве с 66 регионами России. На уровне министерства соглашения заключены с 28 регионами, а также Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном и Турцией. В каждом из них предусмотрены меры по сохранению татарского языка и культуры, развитию национального образования. Одно из основных направлений этой работы – обеспечение школ в районах компактного проживания татар учебниками на татарском языке. По словам министра, в последние годы в регионы направлено около 18 тыс. учебников. Интерактивные учебные материалы размещаются также и в Интернете. А.Гильмутдинов призвал активнее пользоваться интернет-ресурсами. Он пообещал, что Минобразования РТ и в дальнейшем будет оказывать поддержку школам в регионах, однако попросил представителей татарских национально-культурных автономий быть более настойчивыми в диалоге с региональными властями, добиваться от них большей поддержки в вопросах развития национального образования.
Еще одним важным направлением, по словам министра, является помощь учителям татарского языка и литературы в повышении квалификации. С этой целью Минобразования РТ организует специальные курсы. «За последние годы через эти курсы прошло более 300 педагогов», — подчеркнул А.Гильмутдинов. Он напомнил, что в 2010 году в Казани прошел съезд учителей татарского языка и литературы. Из 500 делегатов форума 380 представляли регионы России. Министр также отметил, что в республику ежегодно на отдых приезжает около 150 детей из регионов России. В лингвистическом лагере для них проводятся уроки татарского языка и литературы, мастер-классы, тренинги, различные встречи. Однако всех желающих лагерь принять не может. «Было бы хорошо, если бы подобные профильные лагеря были организованы непосредственно в регионах. Кадрами мы их обеспечим», — пообещал А.Гильмутдинов.
Он также рассказал об организации работы по обучению молодежи из регионов России в вузах республики. В настоящее время в Татарстане получают высшее образование более 12 тыс. студентов из других регионов, в том числе 7 тыс. на бюджетной основе. Говоря о проблемах, министр посетовал, что в последние годы происходит сокращение школ, в которых преподается татарский язык. С 2007 года количество таких школ в России сократилось с 1433 до 1069. Идет также сокращение часов преподавания татарского языка в школах и вузах. Министр подчеркнул, что приоритетным направлением деятельности федеральной, региональных и местных национально-культурных автономий татар должна стать более активная работа по сохранению и развитию татарского языка.
Важность повышения роли национально-культурных автономий отметила в своем докладе и вице-премьер РТ Зиля Валеева. Она напомнила, что Дмитрий Медведев, будучи Президентом России, неоднократно говорил о необходимости развития гражданского общества в стране, и отметила, что национально-культурные автономии являются одним из важнейших институтов гражданского общества. Предложения, озвученные министром образования и науки Татарстана, включены в текст резолюции, принятой по итогам конференции.
В частности, участники поддержали предложения Минобразования РТ по совершенствованию федерального законодательства в области изучения родных языков. Решено также обратиться к Правительству РТ с предложением о создании сети татарских воскресных школ в регионах, где есть постоянные и торговые представительства Татарстана. Кроме того, участники конференции считают необходимым разработать различные формы грантовой поддержки, активнее использовать IT-технологии и развивать дистанционные формы обучения татарскому языку, инициировать рассмотрение вопроса о создании в республике круглогодичного оздоровительного детского лагеря по национально-культурному профилю. В резолюцию включен и ряд других конкретных предложений.