Городская общественная организация «Татарская национально-культурная автономия Санкт-Петербурга»

Дата регистрации:  22 сентября 1997 года

История:

Исторически Финский залив, его прибрежные территории, река Нева, Ладожское и Онежские озера и окружающий их регион занимали важное узловое положение на скрещении главных водных и сухопутных путей из глубинных районов центральной и южной России к Балтийскому морю и далее, в страны Западной Европы.

Именно поэтому еще в I тысячелетии н.э. эти земли стали ареной непрерывной ожесточенной борьбы сначала между Новгородским княжеством, а затем и расширяющимся централизованным Российским государством и сопредельными государствами, немецкими и литовскими орденами, шведскими королевскими войсками и др. В XII-XVI вв. борьба между ними шла с переменным успехом. В 1700 году началась война России со Швецией, которая продолжалась 21 год, и, в конце концов, после вступления на Российский престол молодого царя Петра I, активно включившегося в эту борьбу, «прорубившего окно в Европу», этот многолетний «спор» был решен в интересах России. Одержав несколько побед над шведскими королевскими войсками, Петр I стал укреплять завоеванные выходы к Балтийскому морю путем строительства крепости в устье р. Нева.

Так, 16 мая 1703 года на острове «Заячий» у разлива р. Нева на два рукава – Неву Большую и Неву Малую – им была заложена шестибастионная крепость (ныне – Петропавловскую крепость) и началось ее строительство. В строительстве крепости приняли участие более 20 тысяч человек. Это были местные ингерманландские крестьяне, военнопленные шведы, а также «работные люди», прибывшие по указу  Петра I из различных центральных областей России: русские, татары, калмыки и др. Прибывшие работные люди поселились на острове «Березовый» (ныне Петроградская сторона) и создали поселение по этническому признаку. Так, на Невских берегах по наибольшей численности работных возникло две слободы, русская и татарская.

Татарская слобода в сущности явилась первым национальным общинным образованием с компактным территориальным проживание людей, с общими языковыми, хозяйственными, культурно-бытовыми традиционными связями между людьми одной национальности. 

Так, татары влились в многонациональное население нового зарождающегося города России Санкт-Петербурга и с первых дней его существования стали его строителями и защитниками от различного рода внешних угроз.

Таким образом, становление и развитие татарской общины в г. Санкт-Петербурге неотделимо от исторического развития всего петербургского населения, общества и города в целом. Историю развития петербургской татарской общины можно условно подразделить на три относительно самостоятельных периода (этапа). Первый период – со дня основания Санкт-Петербурга до 1917 года (1703-1917). Второй период – Советское время (1918-1990) и третий период – постсоветское время, с началом образования России как демократического правового федерального государства и по настоящее время.

Первый этап развития петербургской татарской общины является наиболее длительным по времени, эволюционным развитием общины, длившемся 200 лет. Этот период замечательно описан крупным историком-краеведом, ученым и публицистом, коренным жителем города  не в одном поколении петербургских татар Даудом Аминовым в его историческом очерке «Татары в Ст. Петербурге» (СПб.: АОЗТ «Альд», 1994). С исторической точки зрения важной заслугой всех живущих в указанный период времени петербургских татар (а их было примерно 10-15 поколений[1]) является то, что при сохранении совей национальной культуры, родного языка, национальных традиций и т.д. они смогли впитать в себя лучшие черты высокой русской и западноевропейской культур, воплощенных в архитектуре города, в искусстве, накопленным в музеях, театрах, библиотеках и других культурно-образовательных учреждениях.

Рост общей культуры, а также высокие нравственные, общечеловеческие качества петербургских татар (трудолюбие, коммуникабельность, скромность, дружелюбие и терпимость в отношениях между людьми, независимо от их национальной, расовой, религиозной принадлежности и др.)  дали им возможность естественным образом стать общепризнанной частью во всех социально-культурных слоях полинационального населения Санкт-Петербурга.

Одним из важных осязаемых материальных и духовных итогов, достижений общественной деятельности петербургской татарской общины в первом историческом периоде ее существования явились создание и издание в городе со 2 сентября 1905 года общественно-политической газеты «Нур-Свет», а также постройка в столице Российского государства в 1910-1916 гг. для всего мусульманского населения города Санкт-Петербургской Кафедральной мечети.

Наиболее сложным, трудным и противоречивым этапом развития петербургской общины явился советский период (с 1918 по 1990 гг.).

Российская Советская Республика, возникшая в октябре 1917 года как унитарное государство без национальных административно-территориальных подразделений, уже в ноябре того же года приняла «декларацию прав народов России». Были отменены все национальные привилегии и ограничения, всем ранее угнетенным народам страны было предоставлено право на образование национальных государств, были созданы правовые основы для создания автономных национальных республик и областей в составе РСФСР, были установлены принципы федерации республик.

Так, в марте 1919 г. образовалась Башкирская АССР, в мае 1920 г.  – Татарская АССР, а с конца 1920 г. и до конца 1922 г. в РСФСР возникли еще более 15 автономных национальных республик и областей. В декабре 1922 г. Х Всероссийский съезд Советов принял решение об образовании СССР. Казалось бы, в стране создают все благоприятные условия для развития национальных культур многочисленных народов Союза ССР (более 120 национальностей), но единственная правящая партия в стране ВКП (б) (в дальнейшем КПСС), подчинившая полностью государственный аппарат управления страной, руководствуясь догматическим мировоззрением, необоснованно и вопреки общим объективным законам развития человеческого сообщества на Земле, а также вопреки ею же провозглашенным декларациям о свободе, равенстве и братстве, фактически проводила внутреннюю политику на свертывание национальных культур коренных народов страны.

Наиболее трудные условия сложились для относительно малочисленных народов, входящих в состав РСФСР. Сужались сферы применения национальных языков, в результате закрывались национальные и культурные учреждения. Под флагом борьбы с антинаучным религиозным мировоззрением закрывались культовые национальные учреждения: церкви, мечети, различные храмы, соборы и т.д.

Общая обстановка, культивируемая в стране, не могла не сказаться на деятельности петербургской татарской общины. Практически в 50-х – 80-х годах официально какая-либо общественная деятельность общины, в особенности с использованием родного языка, не осуществлялась. Общение между татарами-петербуржцами осуществлялась лишь на личном, семейном уровне и на уровне небольшого круга знакомых людей.

Вместе с этим следует отметить, что истинной проверкой и тяжелым испытанием межэтнических отношений и дружбы народов, населявших Советский Союз, явилась Великая Отечественная война с фашистской Германией: в ней проявились истинные дружеские общечеловеческие качества всех коренных народов, населяющих нашу огромную страну. Значительный вклад в общую победу в этой войне, в защиту города Ленинграда внесли и петербургские татары, об этом свидетельствуют татарские фамилии и имена, обозначенные на многих обелисках и мраморных досках, поставленных в память о погибших защитниках города и Большой Невской Земли.

Третий, современный период развития петербургской татарской общины начался практический во второй половине 80-х годов с началом «перестройки» в стране, с широкими демократическими преобразованиями в общественно-политической и социально-экономической жизни российского общества, что немедленно сказалось на оживлении и активизации общественной деятельности петербургских татар. В городе друг за другом стали возникать национальные общественные организации: Ленинградский татарский культурный центр (руководитель М.Х. Зарипова), «Ватан» (руководитель М.К. Каюмов), «Юлдаш» (руководитель И.Т. Биксентиев), «Чишма» (руководитель А.Р. САйтбагин). Вновь начала издаваться татарская общественная газета «Нур-Свет» (главный редактор А.Ш. Гафурова). Оживилась работа татарских общественных организаций и в Ленинградской области, в районных центрах: Гатчине, Луге, Тосно и Кронштадте.

Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, а затем принятые Государственной Думой РФ Федеральные Законы «Об Общественных объединениях» от 14 апреля 1995 г. и «О национально-культурной автономии» от 22 мая 1996 г. окончательно сняли какие-либо правовые и юридические неопределенности в статусе национальных общественных организаций и их деятельности.

Важным подспорьем для оживления национально-культурной деятельности петербургских татар явилось установление прямых экономических и культурных связей между субъектами Российской Федерации – Республикой Татарстан в мае 1996 года своего Постоянного представительства в г. Санкт-Петербурге (постоянный представитель РТ в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области Ш.К. Ахметшин).

В августе 1997 года на общегородской конференции татарской общественности г. Санкт-Петербурга было принято решение о создании городской общественной организации «Татарская национально-культурная автономия», которая 22 сентября 1997 г. была официально зарегистрирована Управлением юстиции Санкт-Петербурга. Коллективными членами ТНКА стали ранее указанные существующие в городе татарские общественные организации (юридические лица), которые полностью сохранили свою самостоятельность, и в них осуществляется основная общественно-культурная работа петербургских татар, членство физических лиц в ТНКА не фиксируется. Совет городской ТНКА в основном организует и проводит наиболее крупные общественные мероприятия, так же как и празднование татарским населением города общенародного национального праздника «Сабантуй» и др.

Таким образом, существующие условия третьего периода развития петербургской татарской общины дают хорошие шансы на полную реализацию прав татарского населения города, способствуют не только сохранению своей национальной культуры, но и дальнейшем ее развитию как важной составной части многонациональной Российской культуры.

Нынешнему поколению петербургских татар важно осознать, что они, как и все остальное население города, являются коренными жителями города, а также и то, что и весь татарский народ является коренным этносом России. А это значит, что нам, россиянам татарской национальности, не должно быть безразлично, что происходит в настоящее время в России  и в г. Санкт-Петербурге и в каком направлении будут развиваться события.

 

Структура автономии

Председатель – Яркаев Раис Марсович

 Контакты

194156, Санкт-Петербург, пр. Пархоменко, д. 12

Тел./факс 8 (812) 550-36-63

e-mail: tnkaspb@yandex.ru

сайт: tatary.spb.ru



 

Последнее обновление: 27 ноября 2012, 15:37
Copyright © 2003-2018
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Яндекс цитирования