Конференция «Роль и место национально-культурной автономии в гармонизации межэтнических отношений в регионах России»

18 мая 2017 г., четверг

15-17 мая 2017 г в Казани прошла Межрегиональная конференция «Роль и место национально-культурной автономии в гармонизации межэтнических отношений в регионах России».

В конференции приняли участие:

Руководители федеральных НКА народов России;

Руководители региональных, местных НКА народов России в РТ;

Руководители и актив региональных, местных татарских НКА в РФ;

Директора и сотрудники Домов дружбы;

Научная общественность;

Представители государственной власти, курирующие работу НКА регионов Российской Федерации и Республики Татарстан;

Представители общественных институтов;

Депутаты Государственной Думы РФ;

Депутаты Государственного Совета Республики Татарстан;

СМИ и др.

На мероприятиях 15-17 мая 2017 г. были созданы площадки для коммуникаций, обмена мнениями, взаимного обогащения, что и ставилось в задачи конференции.

Конференция работала по следующим направлениям:

  • Государственная национальная политика в центре и регионах и практика ее осуществления.
  • Культурно-языковая ситуация в регионах Российской Федерации.
  • Проблемы сохранения языка, культуры татарского народа в условиях высокой дисперсности расселения татар в Российской Федерации.
  • Роль и значение института национально-культурной автономии для удовлетворения духовно-нравственных потребностей многонационального сообщества России;
  • Взаимодействие института национально-культурной автономии и власти;
  • Сохранение нации в условиях института национально-культурной автономии за пределами этнической родины.

В соответствии с программой конференции состоялась работа двух секций и пленарного заседания, в рамках которых заслушаны выступления и доклады более 50 участников, обсуждены заявленные темы, по итогам принята резолюция. Конференция дала возможность ознакомиться и обменяться опытом работы и взаимодействия различных государственных органов и общественных организаций.

География проекта участников конференции – 40 регионов Российской Федерации – и представительность участников дает основание считать, что тема «Роль и место национально-культурной автономии в гармонизации межэтнических отношений в регионах России» актуальна и востребована, вопросы развития взаимодействия органов власти, общественных институтов, учреждений активно обсуждаются, разрабатываются новые механизмы взаимодействий.

Конференция проводится по инициативе ФНКАТ, благодаря грантовой поддержке Национального благотворительного фонда и Государственной программы "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014 -2020 годы".

РЕЗОЛЮЦИЯ

Межрегиональной конференции «Роль и место национально-культурной автономии в гармонизации межэтнических отношений в

регионах России»

 

16 мая 2017 г.                                                                                              г. Казань

 

Участники конференции, обменявшись мнениями о состоянии и перспективах развития национально-культурных автономий, как важного института формирования гражданского общества, учитывающего необходимость обеспечения многонационального и многоконфессионального единства России, политики согласования интересов государства и общества, развития родных языков, культур, традиций народов Российской Федерации, отметили следующее.

Достижение целей государственной национальной политики Российской Федерации, закрепленных в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года, в значительной мере зависит от обеспечения эффективной деятельности органов государственной власти всех уровней и их конструктивного взаимодействия с институтами гражданского общества, в том числе с национально-культурными автономиями по вопросам государственной национальной политики.

Принятый в 1996 году Федеральный закон «О национально-культурной автономии» создал правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. На уровне ряда субъектов Российской Федерации также приняты законы о НКА (закон Республики Татарстан от 12.05.2003г. № 15-ЗРТ «О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан», закон Еврейской автономной области от 29.09.2010 г. № 810-ОЗ «О формах государственной поддержки региональных и местных национально-культурных автономий на территории Еврейской автономной области», закон Санкт-Петербурга от 06.10.2004 г. № 452-67 «О государственной поддержке национально-культурных автономий в Санкт-Петербурге», закон Тюменской области от 28.12.2004 г. № 315 «О государственной поддержке национально-культурных автономий и иных общественных объединений в Тюменской области»).

В современных условиях НКА выступают важной составляющей гражданского общества. В Российской Федерации зарегистрировано порядка 1600 НКА, в том числе 19 федеральных и более 250 региональных. При Федеральном агентстве по делам национальностей создан Консультативный совет по делам национально-культурных автономий. Руководители федеральных НКА входят в состав Совета при Президенте Российской Федерации  по межнациональным отношениям и Совет руководителей ФНКА при Комитете Государственной Думы по делам национальностей.

Планом мероприятий по реализации в 2016-2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года предусмотрено ежегодное оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, включая НКА, реализующим программы по гармонизации межнациональных отношений, поддержанию мира и гражданского согласия, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.

Следует признать, что потенциал национально-культурных автономий и других некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики, реализуется не в полной мере. Основными проблемами в деятельности значительной части указанных организаций являются их неравномерное финансирование, нехватка подготовленных кадров, недостаточно активное участие граждан в их деятельности.

Представляется, что в работе с национальными общественными объединениями акцент должен быть перенесен на конкретные практические проекты, такие как, например, совместная работа органов государственной власти и национальных общественных объединений по профилактике этнического и религиозного экстремизма, особенно в молодежной среде по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, по мониторингу и профилактике межнациональных конфликтов.

Участники конференции считают актуальным и целесообразным продолжить совершенствование института национально-культурных автономий и отмечают необходимость принятия следующих шагов:

  • совершенствовать порядок оказания органами государственной власти и органами местного самоуправления поддержки некоммерческим организациям, занимающимся сохранением и защитой самобытности, культуры, языков и традиций народов России, развитием межнационального сотрудничества;
  • национально-культурным автономиям активизировать сотрудничество с молодежными, добровольческими, иными общественными организациями этнокультурной направленности, использовать практику заключения соглашений о сотрудничестве национально-культурных автономий с органами государственной власти и местного самоуправления, а также общественными организациями этнокультурной направленности в вопросах реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
  • предложить Комитету Государственной Думы по делам национальностей совместно с Федеральным агентством по делам национальностей проработать вопрос о внесении в федеральное законодательство изменений, предусматривающих ведение реестра социально ориентированных некоммерческих организаций – участников реализации государственной национальной политики Российской Федерации (далее – Реестр), порядок формирования Реестра, а также основания и критерии включения некоммерческих организаций в Реестр;
  • проработать вопрос о возможности закрепления мер финансовой либо имущественной поддержки, информационной поддержки и поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев некоммерческих организаций, включенных в Реестр;
  • предложить Федеральному агентству по делам национальностей проработать вопрос о включении подпрограммы «Национально-культурные автономии в Российской Федерации» в государственную программу Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» в целях осуществления поддержки и создания необходимых условий для повышения эффективности деятельности национально-культурных автономий;
  • местным, региональным и федеральным национально-культурным автономиям активизировать информирование граждан и органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений о своей деятельности посредством официальных интернет - ресурсов НКА;
  • предложить Федеральному агентству по делам национальностей проработать вопрос о возможности создания дополнительного объекта многофункциональной инфраструктуры - Дома народов России для развития деятельности общественного сектора, участвующего в реализации государственной национальной  политики Российской Федерации;           
  • предложить консультативным советам при высших должных лицах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, национально-культурным автономиям и некоммерческим общественным организациям и движениям этнокультурной направленности принять активное участие в популяризации предложения о проведении в Российской Федерации Года единства российской нации;
  • национально-культурным автономиям, молодежным, добровольческим и  иным общественным организациям этнокультурной направленности активизировать деятельность по использованию ресурса общественной дипломатии в вопросах популяризации и распространения за рубежом языков и культуры народов России, в реализации проектов в области международного гуманитарного и культурного сотрудничества;
  • предложить Федеральному агентству по делам национальностей рассмотреть возможность создания Совета директоров Домов Дружбы народов России при ФАДН России;
  • Ассамблее народов России поддержать инициативу о создании Ассоциации Домов Дружбы народов Российской Федерации;
  • предложить органам государственной власти субъектов Российской Федерации способствовать созданию в своих регионах Домов Дружбы народов России, как ресурсных центров для организации деятельности по реализации государственной национальной политики Российской Федерации.
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International